Поиск
  • Сергей Пахомов

Друг или совершенно незнакомый человек...

24 октября Южная Осетия Библиотека им. Анахарсиса. В рамках цикла мероприятий Осетинские обычаи прошла конференция « Как принимать гостей»

Каджаева Ульяна старший библиотекарь


У осетинского народа развит и всячески поддерживается обычай гостеприимства. Гостеприимство существует не только у осетин, но и у Всех кавказских горцев, и в основании его лежит общечеловеческая нравственность, которая и придает ему во мнении горцев значение священное.

Обычай гостеприимства­ в жизни людей был особенно велик. Он выполнялся настолько неукоснительно, что им мог воспользоваться любой путник, кто бы он ни был - друг или совершенно незнакомый человек. Обычай гостеприимства оберегал даже убийцу в доме его врагов - кровомстителей, если он вверял им свою судьбу как гость. Каждый успевший сказать хозяину: зездзе уазæг - принимается по-братски, хотя бы он был врагом семейства. Гостеприимство составляет до сих пор выдающуюся черту осетин. Особенное радушие и почести оказывал осетин чужестранному гостю, а тем более если он бывал из России. Оказывая такому гостю столь радушный прием, осетин выполнял не только свой традиционный долг, но и этим самым он как бы осуществлял дипломатическую миссию, достойно представляя свой народ перед представителем другой нации и страны. Обыкновенно русский гость считается почетнее других, и гостеприимство для него удваивается, так как тут идет дело не только о хозяйском самолюбии, но и о национальной осетинской гордости. Обычай гостеприимства соблюдался настолько свято, что малейшее забвение о нем вызывало негодование против нарушителя и обрушивало на него всю карающую меру общества. Приезжий считается гостем не только одной семьи, где он останавливался, а всего рода, всех жителе аула. Гость находится под защитой всего селения, за его неприкосно­венность несло ответственность все население села или аула.

Каждый гость считается божьим гостем. Если в доме остановилось несколько человек гостей и семья попадала в затруднительное положение, то гостей могли распределять по соседям или занимать у них постель, продукты питания. Приезжий мог остановиться перед любым домом и просить гостеприимства у любого из жителей села. Для этого гость подъезжал к дому, вызывал кого-нибудь из домохозяев и объявлял, что он ищет пристанище, ночлег. Г ость - божий гость, войдите! - приглашали его хозяева. Тотчас же Начиналась стряпня, чтобы угостить и достойно принять гостя. Приезжий на все время пребывания в гостях находился в кунацкой (уазæгдон). Здесь за ним ухаживали Как сам хозяин, так и остальные мужчины в семье. Женщины были свободны от ухода за ним, не считая приготовления пищи, и не появлялись в кунацкой.

Сам гость также не имел право показываться на женской половине дома. В присутствии гостя имели право сидеть только старшие, младшие же стояли у двери или вдоль стены. Но если гость почтенного возраста, да еще известен своим именем, перед ним стоял и сам хозяин, оказывая ему этим особое уважение. В день отъезда гостю устраивали прощальное угощение. Если гостю предстоял далекий путь то хозяева снабжали его путевым довольствием (фæндæг] тае) и провожали его за пределы своего селения, а иногда даже края. Гостеприимство является и ныне одним из лучших обычае] Осетинского народа, свято соблюдаемый осетинами в течение веков.


Также доклады читали:


Мурат Кузьмич Джиоев - видный государственный и общественный деятель, кандидат исторических наук, доцент. Полномочный представитель президента по пост конфликтному урегулированию.

Аза Кокоева - Подвижник народного образования и национальной науки, доцент кафедры Истории Юго-Осетинского университета.

Цховребова Луиза – Учительница осетинского языка и литературы школы №6.


После чего были подведены итоги конференции. Директор библиотеки им. Анахарсис Кокоева Валерия выразила надежду, что в дальнейшем молодое поколение будет чтить те законы и правила что были установлены предками, выразив надежду на скорую встречу в новом формате.


Просмотров: 39