Поиск
  • Элла Авагимова

В Министерстве культуры РЮО представили Национальную программу чтения

Пост обновлен сент. 8

Национальная программа

чтения в библиотечной сфере Республики Южная Осетия

Книги в жизни человека появились еще в V веке. С тех далеких времен книга всегда сопровождала человека, а образованного человека тем более.

В настоящее время, в век цифровых технологий молодые люда мало читают, особенно художественную литературу, ведь сейчас большинство выдающихся произведений экранизировано – посмотреть фильм намного быстрее и интереснее.

Чтение положительно влияет на формирование личности – об этом говорят психологи. И как бы положительно не влияла книга на человека, какие бы ни были аргументы, проблема чтения всегда существовала в обществе.

Сейчас это проблема «нечтения», а ранее – отсутствия книг.

Проблема чтения книг в наше время состоит не в том, что люди не читают совсем, а в том, что они «поглощают слишком много информации». Читатели превратились в потребителей информации: им не важен изящный слог, выводы или вступление, они желают знать ответ на конкретный вопрос.

К общей проблеме чтения добавляется и национальный аспект. В нашей республике книги в основном читают на русском языке. Осетинский язык резко теряет свои позиции во всех сферах деятельности. Поэтому и была принята "Государственная программа Республики Южная Осетия по сохранению, изучению и развитию государственного осетинского языка, Республики Южная Осетия на 2017-2021 годы".

Целью программы является создание условий для сохранения, изучения и развития осетинского языка. Среди задач, обозначенных в Программе, библиотеки берут на себя обязанности разработки и реализации мер направленных на актуализацию чтения в целом и пропаганду осетинской литературы.

Анализ современной языковой ситуации в Южной Осетии показывает недостаточный уровень владения осетинским языком, перенасыщение языка заимствованными словами, недопустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок, в том числе в средствах массовой информации. Вместе с низким уровнем владения литературным осетинским языком, утрачиваются веками сложившиеся традиции осетинского народа. Все эти факторы требуют принятия неотложных мер по сохранению осетинского языка и литературы на государственном уровне.

Библиотеки могут сыграть большую роль в деле сохранения и развития осетинского языка и литературы. Надо отметить, что в библиотеках активно реализуются проекты по активизации и продвижению чтения литературы, сохранности осетинского языка необходимо придать системный характер, нормативно закрепить продвижение чтения в качестве важного элемента гуманитарной политики нашего государства. Для дальнейшего успешного чтения необходимо:

а) целенаправленно готовить кадры в сфере чтения (предложить открыть годичные курсы библиотечных специалистов на базе музыкального училища).

б) развивать и поддерживать мотивацию к чтению (прежде всего TV и других электронных СМИ), сформировать у детей навыки грамотного чтения, прививать любовь и привычку к чтению качественной литературы.

в) укреплять и развивать инфраструктуру поддержки и развития чтения библиотечными учреждениями, установить тесную связь с издательствами, с книжными магазинами.

г) стимулировать создание и укрепление центров чтения и книги, прежде всего на базе существующих библиотек.

д) повысить общественный интерес к библиотекам. С этой целью активизировать их работу. Основной акцент делать на продвижение и пропаганду отечественной литературы.

е) восстановить традиции семейного чтения, в том числе возродить школу волонтеров (бывших книгоношей).

ж) системно комплектовать книжные фонды библиотек республики национальной художественной и научной литературой.

з) приобретать детскую литературу на осетинском языке.

и) министерству культуры инициировать различные конкурсы, проекты по продвижению и пропаганде чтения.

Все эти мероприятия могут решить проблему чтения на начальном этапе данной Программы.

Главный специалист по библиотечному делу МК РЮО Дриаева Н.Д.

К национальной программе чтения реализовать следующие проекты и конкурсы 2020 - 2021 гг:

1. Лучшие книги для детей и подростков (анализ читательских формуляров) - в течение года.

2. Провести конкурсы:

а) "Лучший читатель года"

б) Продолжить конкурс ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей)

в) Провести конкурс на лучшее празднование праздника "Дня библиотек" на осетинском языке.

г) Ко Дню осетинского языка и литературы провести конкурс на лучшее чтение осетинской прозы.



Просмотров: 48